Точно так же могут паразитировать в умах людей идеи и мысли, «мемы» («certain systems of misbelief can be fruitfully treated as cultural parasites»). Нейробиологический механизм одинаковый: так, паразитический червь выделяет соединения, управляющие селективно уровнями серотонина и дофамина по-разному в разных отделах мозга.
Точно также же себя может вести «сверхценная идея»-паразит. Эта сверхценная идея –паразит вызывает сильную одержимость и возбуждение, не поддается рациональному переубеждения, резко меняет поведение человека, сформулирована часто в виде пропагандистских клише, лишает возможности рационально думать, подавляет инстинкт самосохранения. Подобный сдвиг (усиление дофамина в лимбической системе и ослабление в перфронтальной) характерен для диссоциативных расстойств, которые похожи на культурный паразитоз: непроизвольный уход от реальности, деперсонализация, дереализация, потеря контроля над памятью. Сверхценные идеи заставляют себя чувствовать избранным, особенным, с миссией, неуязвимым, ощущать собственно превосоходство над всеми – несмотря на то, что сидишь среди грязи в нищете.
В чем же паразитизм идей?
Прежде всего определение – культурные паразиты используют хозяина как среду обитания (живут в уме и перемещаются с хозяином), культурные паразиты используют хозяина как пищу (заставляют его воспроизводить мемы, отнимают внимание и силы), вредоносное влияние на хозяина (заражение культурными паразитами сокращает продолжительность жизни, снижает силы, приводит к преждевременной гибели, разрушает культуру), паразит использует хозяина для регуляции взаимоотношений с внешней средой (заставляет распространять деструктивные идеи и насаждать их, заражать ими окружающих), паразит ослабляет иммунитет хозяина и держит его в ослабленном виде (иначе бы хозяин освободился от паразитизма). Критерий вредоносности самый важный - культурные паразиты ослабляют и убивают как носителей, так и заражаемых.
Подобными паразитами являют и различные идеологии. Они вредны как для носителей, так и для тех кого атакуют, они как и паразит не могут выживать самостоятельно, а только пользуются чужими ресурсами, захватывая их и выдаивая досуха, заставляя повиноваться себе. Именно поэтому во время войны важно помнить, что ключевой фронт проходит именно в голове, в области культурных идей. Так, вспышка самобичевания, поразившая тысячи людей в Европу, началась с одного душевнобольного мальчика в Европе. Идеологии коммунизма превратили множество стран в кладбища и дымящиеся руины. Например, отправленный учится в Париж, Пол Пот научился и заразился идеями коммунизма – посещал кружок, стал членом коммунистической партии, яростным фанатом сталина и маркса. И потом этот нулевой пациент и гиперраспространитель вернулся и воплотил свои идеи в кровавою бойню. Точно также распространяются постмаксистские идеи wokeism идеологии - захватывая умы одержимостью "справедливостью".
Проигрывают и жертвы и палачи, в выигрыше только паразит. Паразита интересует исключительно эффективность его репликации, а не здоровье зараженных. Но сами зараженные при этом яростно распространяют паразита по окружающей среде. Тоже самое характерно для идеологии «русского мира» - навязчивое распространение паразитических культурных идей, убивающих как носителей, так и заражаемых. При этом речь не только про Украину – лукашистский режим с самого своего начала уничтожает и язык, и культуру и доходы, и жизни и будущее беларусов, замещая это идеологией русскомирства, также происходит и в других оккупированных территория (Приднестровье и т.п.).
Несколько идей что с этим можно делать.
1. Культура – это и есть оружие массового поражения.
Пропаганда куда опаснее атомного оружия. Осознанное продвижение рашизма это война в первую очередь за умы и пропагандисты это прекрасно понимают. Как сказал директор Эрмитажа Пиотровcкий: «Наши выставки - это наша, если хотите, "спецоперация", большое культурное наступление». Сильнее всего навязываются самые токсичные носители имперских идей, одержимые манией мессианства и экспансии (Пушкин, Достоевский).
2. Не будьте кормовой базой.
Паразит сам по себе примитивен, он не создает свое, а пользуется чужими ресурсами, захватывает их и заставляет работать на себя, от украденного секрета атомной бомбы, до украинца в концлагере, под дулом проектирующего ракеты. В конечно счете, паразит прикончит своих носителей, которые услужливо ему служили. Еще раз без шуток про «слово пацана» и «задорнова» и «яндекс, вк, ок» - это летальное оружие, направленное против вас, а не «ну что здесь такого».
3. Культурный карантин.
Вы не заболеете, если у вас не будет контракта с паразитом и зараженными паразитом. Избегайте слушать новости, пользоваться почтой, платформами, смотреть «независимых» блогеров, обучаться, болеть за спортсменов, молиться в московском патриархате, смотреть фильмы созданные внутри «русского мира». Это касается не только физического, но и цифрового контракта онлайн – подцепить можно где угодно. Как показывает история, физические барьеры способны остановить распространение массовых психозов. Именно поэтому такое бешенство рашистов вызывает ограничение их экспансии – это ярость от страха потерять кормовую базу.
4. Культурный иммунитет.
Твердая моральная, этическая, национальная, культурная, рациональная идентичность создает надежный иммунитет против заражения. Конечно, для многих требуются прививки – как прививкой являются кадры массовых убийств, совершаемых российским войсками, как разбомбленный театр в Мариуполе, спрятанный за пленкой с изображениями российских писателей. Лучшие шедевры мировой и своей национальной культуры, искусства и науки – вот что должно нас питать.
5. Ограничение возможностей инфицирования.
Паразит чаще поражает ослабленных и истощенных особей. Поэтому важно защищать входные ворота, тщательно следить что вы потребляете. Как вы не едите карпаччо из мяса диких кабанов и слабосоленую пресноводную рыбу с высоких риском паразитов, так не следуют потреблять информацию от любого, кто хоть как-то имеет признаки носительства паразитических идей. Также животные имеют мощный арсенал активных веществ, убивающих и отторгающих паразитов. Поэтому следует быть всегда вооруженным до зубов.
6. Без негатива.
Избегайте личного негатива или предубеждений по паспорту, национальности и т.п. Как инфекцией заболеть может любой человек, так и идеология поражает часто близких и родных из разных стран и разных профессий. Ни талант ни интеллект ни профессия не являются абсолютной защитой и ненавидеть таких людей неправильно и токсично. Вы ведь не испытываете ненависти к больному опасной инфекцией? Но при этом держите его на жестком карантине до выздоровления. Если человек носитель опасных инфекций, то ему запрещают работать с детьми, чтобы он их не заразил – также следует делать и с культурными паразитами. Разумеется, нет никакой вины лично Пушкина и других – вопрос лишь как они используются. Если к вам подходит в темном переулке человек, замахиваясь молотком, глупо успокаивать себя тем, что молоток – это полезный инструмент для забивания гвоздей.
7. Лечитесь.
Если хорошие идеи делают вас сильнее, здоровее, а страну –
культурнее и богаче и безопаснее, то с паразитическими идеями все наоборот.
Неважно чем вы заражены сейчас – ультраправыми или ультралевыми идеями, важно
понять, что это нерационально и вредно
вам, окружающим и обществу в целом. Паразит всегда создает слепое пятно, вам
кажется, что это ваши собственные
желания и цели, что эти побуждения – это часть вашей личности. Но используйте
свое критическое мышление и разум, чтобы понять, что это не так. Для всех
участников паразитической цели – хозяина, носителя, заражаемого будет полезнее
и лучше вылечиться от паразита и принять меры, чтобы не допустить повторного
заражения.
Паразит — царь природы. Тайный мир самых опасных существ на Земле Карл Циммер Parasites of the mind. Why cultural theorists need the meme’s eye view Cognitive Systems Research Volume 52, December 2018, Pages 155-167 Parasite manipulation of brain monoamines in California killifish (Fundulus parvipinnis) by the trematode Euhaplorchis californiensis Proc Biol Sci. 2009 Mar 22; 276(1659): 1137–1146. Psychological trauma and fixed ideas in Pierre Janet's conception of dissociative disorders Am J Psychother . 2006;60(2):111-29.
Комментарии