Шевели мозгами.
Шевели мозгами. Когда кто-то показывает пальцем на небо, только дурак смотрит на палец или про глубину абстрактности мышления. Входящие в наш мозг сигналы подвергаются в коре переработке, одним из ключевых процессов которой является глубина. Глубина переработки – это движение от конкретного и близкого до увеличения глубины абстракции.
Множественные локальные примеры в результате такого процесса преобразуются в некие общие правила, паттерны, универсальные абстракции. Кора нашего мозга состоит из отдельных колонок нейронов, по которым проходит обработка сигнала, от основания до вершины пирамиды абстракции. Чем больше гамма-ритм, чем сильнее подпитка коры дофамином, тем глубже абстрактная обработка сигналов. И когда кто-то показывает пальцем на небо, наш мозг видит ракету и жаждет rocket science.
В процессе биологический и культурной эволюции мы развивали нашу способность к абстрактному мышлению во всех сферах жизни, включая искусство (это и геометрические узоры на горшках), законы морали (выведение кодекса правил поведения), науку (выведение закономерностей) и т.п.
В процессе культурной эволюции мы создавали такие полезные абстрактные понятия и учились их использовать в повседневной жизни. Это и математика для расчетов, это и своды законов для организации жизни. Ключ их в том, что мы отдаем предпочтение и следуем именно абстрактным понятиям, а не конкретным факторам, находящимся рядом с нами. С нейробиологической точки зрения это совсем разные вещи. Когда мы руководствуемся тем, что «сейчас и рядом», то работают нейромедиаторы серотонин и окситоцин, а когда мы фокусируемся на абстрактных принципах, законах и ценностях, то работает дофамин. Абстракция для мозга это и то, что не касается лично тебя, что далеко в прошлом или будущем.
Именно поэтому для низкоуровневого мышления характерны: придавать важность только тому, что есть здесь и сейчас, фокус на текущих обстоятельствах, игнорирование долгосрочных последствий, эгоизм, пренебрежение прошлым опытом, фокус только на том, что его непосредственно касается, невозможность понять причинно-следственные связи происходящего или сделать выводы, неразвитая персональная идентичность.
В процессе роста мы взрослеем и учимся понимать закономерность и последствия, вырастаем из эгоизма, краткосрочного, группового мышления, но иногда и застреваем там. К сожалению, сложно выстроить диалог между людьми или культурами, находящимся на разных уровнях. Можно проиллюстрировать это разницей между культурой принадлежности (когда человек руководствуется конкретными признаками свой принадлежности) или культуры достоинства (когда человек руководствуется абстрактными универсальными ценностями) в своем поведении.
Культура идентичности формируется как чувство принадлежности к какой-то культурной общности и отождествления себя с ней. Суть ее в том, что человек мыслит, ощущает и ведет себя определенным образом только потому, что так делают другие представители этой культуры. Можно быть хорошим или плохим только по факту принадлежности, который практически не выбирается самим человеком или выбирается надолго (профессия и т.п.). Для культуры идентичности характерна повышенная чувствительность к «обидам», постоянное недоверчивое отношение к другим культурам, деление на «свой и чужой» и оценка по этому критерию всего в мире. Культура идентичности включает в себя и культуру «полезности» - то есть отношение к человеку по той функции, которую он осуществляет: доктор, уборщик и ограничение его личности как производной его функции. В такой системе личность редуцируется, ее уникальность и свобода воли и возможность развития отрицаются, есть базовое недоверие к миру.
Культура достоинства сфокусирована на абстрактных ценностях и достоинстве каждого человека. Так как эти ценности находятся внутри, то их невозможно уничтожить. Такие люди как правило куда меньше реагируют на оскорбления и меньше зависимы от мнения других людей. В культуре достоинства другие люди оцениваются через призму «достоинства» их поведения поступков, а не через то, кто их сделал. Вместо фокусировки на идентичности, в культуре достоинства важно то как человек воплощает свои ценности в повседневной жизни.
Именно поэтому для культуры достоинства характерна толерантность как признание права другого человека быть иным, установка на возможность развития, базовое доверие к миру. Многие религиозные и философские течения фокусировались на ценностях, объединяющих всех людей без исключений на их индивидуальные особенности, вплоть до современной гуманистической психологии.
Что это значит? Шевели мозгами! Когда кто-то показывает пальцем на небо, думайте о ракете, а не о пальце. Тренируйте ваш ум на поиск паттернов, на решение задач, поиск закономерностей, на понимание долгосрочных последствий. Именно абстрактное мышление позволило развиться человечеству. Уникальность нашей коры мозга в том, что ей не важно, какие сигналы анализировать, это универсальный инструмент для понимания того, как устроена реальность. Верхнеуровневые абстракции помогают нам сокращать расстояние между далекими между собой явлениями, направляя мысли через скрытые измерения абстрактных переменных, словно мысленный звездолет проникающий через порталы абстрактных идей.
Это полезно для обществ – когда универсальный закон и право важнее личных связей, общества процветают. Это полезно для здоровья – понимание вреда для здоровья и идея красивой фигуры помогает противостоять искушение вкусняшкой здесь и сейчас. Это полезно для личности – когда ваши универсальные ценности сильнее текущих обстоятельств.
The Dopaminergic Mind in Human Evolution and History Fred Previc
Больше полезного в моем онлайн-курсе "Здоровый дофамин". https://go.beloveshkin.com/dofamin
Комментарии