Семейная история и генеалогия
22 сентября – это не только день осеннего солнцестояния, но еще и широко известный в узких кругах день балтского единства, когда в 1236 году была одержана крупная победа союза балтских племен над крестоносцами. К балтам меня привело изучение своей генеалогии и ДНК-генеалогии. Современные методы анализа Y-хромосомы позволяют установить не только общую генетическую подгруппу, но и очень точно детализировать ее, оценивая возраст возникновения каждой из уникальных мутаций (familytreeDNA тест Y-67 или Big Y). А сообщества энтузиастов, соединяя классическую генеалогию и ДНК генеалогию, помогают обнаружить очень интересные закономерности и связи, которых нет ни в одном архиве, но которые мы носим в своей ДНК.
Так, мои ближайшие совпадения по Y-хромосоме раскиданы вокруг Беловежской пущи в Польше, Беларуси, Литве. И многие из них носят старинные балтские фамилии – Довгерд, Довгялло. Да и моя фамилия, которая раньше звучала как Беловежко, тоже обозначала выходца из окрестностей пущи, как и другие похожие фамилии (Беловежа, Беловежец, Беловежин, Беловежский – все из деревень вокруг пущи). Судя по историческим данным, в этих местах жили потомки ятвягов (они же судавы или дайнавы). Чудом сохранившийся словарик на полях катехезиса из Беловежи содержит 300 слов из ятвяжского языка. Поэтому сегодня я могу услышать голос и язык своих предков: waltida – здоровье, ward – слово, giwatti – жить, mildat – любить, pratat – думать, radid – работать, wuld – хотеть.
А чем это может быть полезно? Знание своей семейной истории имеет множество полезных аспектов. Конечно, это медицинский аспект семейной истории, про который я много писал. Кто, когда, в каком возрасте чем болел и как протекало заболевание – это знание помогает для выявления индивидуальных рисков здоровья, а в совокупности с ДНК тестом оно еще информативнее. Есть и другие преимущества изучения родословной для психического здоровья. В одном из исследований ученые установили, что дети, которые хорошо знают семейные истории о предках, показывают заметно более высокий уровень эмоционального благополучия, более цельную самоидентичность. Это же работает и для людей старшего возраста: уровень осведомленности в родословной связан с более высокими уровнями эмоционального благополучия.
Хорошее знание родословной тесно связано с масштабом вашего мышления. Вы оцениваете свои решения еще и с точки зрения влияния на жизнь ваших потомков. И это, учитывая данные эпигенетики, может работать на несколько поколений вперед. Люди, которые хорошо знают семейную историю, в целом демонстрируют больший уровень уверенности, чем те, кто скудно осведомлен о собственной родословной. Изучение семейной истории коррелирует с внутренним локусом контроля, более высокой самооценкой, лучшей атмосферой в семье, лучшей сплоченностью, меньшим уровнем беспокойства, меньшей частотой поведенческих расстройств, более эффективным преодолением стрессов. Возможно, что глубокая перспектива в прошлое помогает лучше думать и о своем будущем, ведь как мы знаем, за воспоминания и конструирование будущего отвечают одни и те же участки мозга.
Семейная история – это не просто инструмент собирания дополнительной информации о своем здоровье, но и практика, которая позитивно влияет на ваше психическое здоровье и повышает вашу устойчивость. Родовитый – это в первую очередь тот, кто помнит или изучил своих предков, уверен, что это должно стать неотъемлемой частью культуры. Сбор информации в архивах, составление записей и воспоминаний предков, ДНК-тестирования помогают в этом. Да, если вы хотите глубоко исследовать прямую мужскую линию, то стоит взять BigY тест на familytreeDNA. com, если у вас есть результаты своего полногеномного секвенирования, то можно отдельно загрузить Y-хромосому на сервис yfull. com. А сегодня после написания поста мы с детьми сядем вокруг огня, расскажу им эту историю и мы сожжем соломенного козлика – милый и старинный балтский обычай на осеннее равноденствие.
The power of family history Pediatric nursing 39(3):113-4 August 2011
The intergenerational self: Subjective perspective and family history. In F. Sani (Ed.), 2008 Self continuity: Individual and collective perspectives (pp. 131-143). NY, US: Psychology Press.
Knowledge of family history as a clinically useful index of psychological well-being and prognosis: A brief report. (Psychotherapy (Chic). 2008 Jun;45(2):268-72.
Awareness of the Family History as a Factor in Psychological Well-being in Adolescence January 2014 Psychological-Educational Studies 6(4):93-105
Комментарии