Тяга и воображение: 4 способа
Тяга и воображение. Когда у нас возникает тяга к чему-то, то один из эффективных способов совладать с ней – это использование воображения вместо силы воли. Воображение можно использовать для абсурдизации, юмора, объективного описания и фокуса на непостоянстве и других способов. Например, свою тягу к кулинарии представить как «я, взрослый человек, испытываю влечение к куску жаренного теста – это же реально смешно».
Или способ Марка Аврелия - представить, что «жареное мясо - это мертвое животное; марочное вино – это старый, забродивший виноград, а пурпурная мантия императора - кусок ткани, окрашенный кровью моллюсков, а секс – это трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием». Такое описание позволяет повысить осознанности, давая объективное описание мы отделяем субъективные оценки явления, что снижает градус важности («салиентности»), отделяем нарратив, сопровождающий явления от них самих, что дает более ясное восприятие.
Второй способ – это буддийская анитья, концепт, описывающий непостоянство, понимание того, что все обусловленные вещи прямо сейчас в состоянии постоянного изменения находятся и их невозможно ухватить, это близко к гераклитовскому «все течет все меняется». Упражнение – вообразить цикл превращения вещей и людей, насколько глубоко это возможно. Так, буддийские монахи для преодоления сексуального влечения советуют представить женщину одновременно новорожденной и очень старой и разложившимся трупом – во всех ее возрастах одновременно.
Третий способ – понять, что тяга находится внутри вас, а окружающие предметы. Что притягивает вас не нечто внешнее, а что это ваш неудовлетворенный ум (дукха) пытается зацепиться за что-то, шлифанутся тем, что попадается на глаза.
Лучше Пруста мне не сказать «В то самое мгновенье, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидным ее невзгоды, призрачной ее скоротечности, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некой драгоценной сущностью: или, вернее, сущность эта была не во мне, она была мною. Я перестал чувствовать себя непосредственным, случайным, смертным. Откуда ко мне могла прийти эта могучая радость? Я чувствовал, что она была связана со вкусом чая и пирожного, но она безмерно превосходила его, она должна была быть иной природы. Откуда же приходила она? Что она означала? Где схватить ее? Я пью второй глоток, в котором не нахожу ничего больше того, что содержалось в первом, пью третий, приносящий мне немножко больше, чем второй. Пора остановиться, сила напитка как будто слабеет. Ясно, что истина, которую я ищу, не в нем, а во мне».
Четвертый способ – абсурдизация, необычное видение предмета. И здесь отлично вот работает сервис (midjourney. Com), где ИИ генерирует изображения и если вы представите продукт в разных необычных формах, то это меняет к нему отношение и позволяет взглянуть под другим углом. Для примера – изображение печеньки, полученное с помощью этого сервиса.
Комментарии