Разрушающее поведение: мортидо и деструдо.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой, преобразуя ее в своих целях. Мы прикладываем усилия, стремимся создать нечто новое и ценное для других людей, улучшить то, что есть. И когда мы видим результаты своих действий, это нас радует и мотивирует. Наш мозг накапливает контингентный капитал – понимание причинно-следственных связей своих действий, ощущение своего контроля и агентности. Это помогает нам лучше понимать себя, мир и принимать верные решения.
Так протекает в норме – вы прикладываете усилия, внимательно смотрите что работает, что нет, обучаетесь, получаете результаты. Но здесь же часто бывает и патология. Например, ловушка халявы – когда вы получаете нечто, не прикладывая усилий. Халява снижает когнитивный капитал – способность мозга предсказывать будущее и принимать верные решения. Чем больше мы получаем от мира, не прикладывая к этому усилий, тем хуже работает дофаминовая система и тем хуже мы принимаем решения в будущем. Это верно и для крыс. Так, крысы, которые просто получали пищу и крысы, которые выполняли задания, чтобы добыть пищу различались. У вторых был намного меньше стресс, больше устойчивости, они прикладывали больше усилий в новых ситуациях.
Второе нарушение – это когда вы не можете добиться результата. Причины могут быть разные – вы неосознанные, вы не стараетесь, вы действуете неверно или у вас нет необходимых навыков, не важно. Важно, что вы не видите связи между прилагаемыми усилиями и результатом. Вы не можете повлиять или создать ценность. Такое ощущение беспомощности крайне неприятно и фрустрирующе, возникает ощущение потери контроля над желаемым объектом. Нужно любой ценой вернуть этот контроль! Как? Вернуть контроль не созиданием, а разрушением. Акт агрессии позволяет вернуть ощущение контроля над миром и облегчить фрустрацию. Если я не могу что-то изменить или улучшить, можно просто попытаться уничтожить это.
depreciative behavior) является средством осуществления контроля над миром путем разрушения. Человек, который не может установить продуктивные отношения с миром, пытается ощутить контроль, разрушив его. Остро чувствуя свою несостоятельность, своею импотенцию, свое бесплодие, такой человек испытывает ярость, которую превращает в агрессию против людей (садизм), предметов (вандализм), себя самого (саморазрушительное поведение).
1. Садизм. Психоанализ объяснял дестуктивную деятельность фундаментальным побуждением – тягой к смерти (мортидо). Агрессия и разрушение могут быть направлены на самые разные объекты: причинение страданий другим людям (садизм), недавно писал про это. Садисту нравится насилие, он смакует страдания, слабость только распаляет его и попытки договориться с садистами не имеют смысла. Садисты получают удовольствие в преследовании именно продуктивных людей: волонтеров, творческих людей, активистов, ученых, политиков, предпринимателей, врачей.
2. Вандализм, когда разрушение направлено на неодушевленные объекты. Например, в Беларуси это проявляется как погромы в квартирах уехавших активистов, как надругательство над могилами польских солдат, постоянные попытки застроить Куропаты и другие места массовых расстрелов 30-ых годов, как ничем не мотивированная вырубка деревьев вдоль дорог и на кладбищах, уничтожение памятников архитектуры, закрашивание муралов, запреты книг и этот список бесконечен. Исследователи так и пишут: «вандализм— разрушительное поведение, попытка личности восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой». Как садистов возбуждает слабость, вандалы получают больше удовольствия от уничтожения прекрасных вещей и предметов искусства.
3. Саморазрушительное поведение – это разрушение себя как способ обретения контроля. Оно проявляется в разных видах: это самоистязание (самопорезы и увечья), злоупотребление алкоголем и наркотиками, пренебрежение гигиеной, рискованное поведение, самосаботаж приводит к проблемам с отношениями, работой, семьей. Кто-то прибегает к эскапизму, убегая от реального мира. Самопренебережение – это и отказ от помощи, самоизоляция, самокритика и жестокость к себе. Оно реализуется как самонаказание, как поиск чего-то, что заглушит себя самого, что временно облегчает самочувствие.
Особенно опасно разрушительное поведение политиков, когда они не достигают своей цели или теряют поддержку населения, то озлобляются и пытаются уничтожить тех, кто отказывает в поддержке. Как писал Гитлер перед самоубийством, «если мне суждено погибнуть, то пусть погибнет и немецкий народ, потому что он оказался недостойным меня.“ – практически вариант расширенного самоубийства, включающего всю страну.
Что же делать? Как говорили стоики, настоящая свобода и власть – это власть над собой. Простой вопрос – делает ли это меня долгосрочного (мир долгосрочный, людей долгосрочных) лучше или нет? Вместо самопренебрежения практикуйте заботу о себе. Забота о себе – это когда вы делаете то, что нужно и не делаете, то, что не нужно, когда вы заботитесь о своем теле, уме, окружении, придерживаетесь тех правил, которые себе установили и которые делают вас лучше и сильнее.
Забота о себе – это принятие себя и самосострадание вместо самокритики и самопринуждения. Забота о себе не дает даже сильному стрессу снижать качество жизни. Поэтому заботьтесь о себе, заботьтесь о других людях и о мире, забота делает нашу жизнь осмысленной и продуктивной.
Комментарии