Ловушка последовательности
Как начать с незначительной просьбы и закончить смертью. Профессор Преображенский наверняка много понимал в психологии, начиная от информационной гигиены «не читать советских газет» (5 минут пропаганды и фейков достаточно, чтобы изменить поведение), заканчивая устойчивостью к манипуляциям. Помните как ему предложили пожертвовать и он отказался: «но почему вы отказываетесь? - Не хочу. - Вы не сочувствуете детям Германии?- Сочувствую. - А, полтинника жалко? - Нет. - Так почему же? - Не хочу». Хочется подробнее рассказать, как работает эта манипуляция и почему она может быть смертельно опасной.
Нога в дверь (foot-in-the-door) – это закономерность между первоначальным выполнением легкой незначительной просьбы и затем вынужденным выполнением других более обременительных требований, затягивание в «воронку терпилы» или «ловушку последовательности». Джим Джонс, основатель деструктивной секты “Храм народов”, члены которой покончиили жизнь суицидом про приказу своего лидера, публично хвастался, как умеет применять “ногу в дверь”. Он говорил – мне достаточно попросить случайного прохожего заклеить и отправить пару конвертов – и вскоре он отдаст секте все, что у него есть.
Так уж мы устроены, что стремимся в жизни быть последовательными. Это ценится окружающими, это экономит нам энергию – ведь так нам нам не нужно заново критически анализировать всю новую информацию и принимать решение, можно просто положится на прежний (безопасный) опыт. Однажды принятое решение как будто бы налагает на нас обязательство и имеет тенденцию к самоподдержке.
Опасность этого принципа заключается в том, что вы попадаете в нарастающий последовательный ряд ловушек: сначала просто подпишите бумагу, затем просто придите на проверку в военкомат, затем съездите на учения, затем – вы на войне. Вспомните, как начинался Холокост: постепенно, на протяжении многих лет принимались ограничения с постепенным увеличением: сначала увольнения чиновников-евреев, затем врачей, потом постановка всех на учет, затем отмена гражданства, затем лишение права голоса, затем особые отметки в паспорт – и везде нужно было лично прийти, принести документы, подчинится.
Если бы Гитлер был остановлен в 1936 году во время ремилитаризации Рейнской области (а для этого были все возможности) – то возможно катастрофы удалось бы избежать. Но уступив раз, уступаешь и уступаешь пока на начинается трагедия. Так действуют страны-агрессоры, так действует и абьюзеры в семье – стоит уступить насилию раз и жертва попадает в эту ловушку.
Соблюдайте информационную гигиену. Как только вы распознаете манипуляцию, вы сразу становитесь к ней иммунны. Кроме «выполнения моей просьбы» эффективно работает манипуляция страхом, навязывания помощи, требование принять подарок, выставление вас причиной проблем, отсылки к вашему чувству «долга», отсылки к вашей вине – все эти способы делают вас как бы должным другому человеку. А если вы чувствуете себя обязанным, то вам будет куда сложнее отказать. В общем, если у вас возникает ощущение что вы не можете отказать – насторожитесь! Что касается плохих людей или сотрудничества с режимом (как и работа для него, так и принятие любых услуг или средств от него) – все это может вовлечь в водоворот подчинения, который деформирует вас.
Лучший способ – это на любое действие смотреть осознанно, с умом новичка и проверять его на критерии ваших ценностей. А еще лучше совет из саузпарка – лучше и вовсе «не касаться этого даже шестиметровой палкой», соблюдать нулевую толерантность, несотрудничать. И когда тебя спрашивают ты что, не можешь стерпеть эту мелочь – понимать, что именно мелочь может тебя подчинить. И что противодействовать мелочи, противодействовать как можно раньше потому что чем раньше, тем легче сопротивляться – в этом и заключается стратегия.
The foot-in-the-door compliance procedure: a multiple-process analysis and review Pers Soc Psychol Rev 1999;3(4):303-25.
Would you notice if fake news changed your behavior? An experiment on the unconscious effects of disinformation Computers in Human Behavior Volume 116, March 2021, 106633
The Loss of Autonomy in Abused Persons: Psychological, Moral, and Legal Dimensions Humanities 2018, 7(2), 48
Комментарии