Магическое мышление и энтропия мозга
Наверняка вы знаете одного человека и его приспешников, которые панически боятся назвать имя одного из своих противников. Этот иррациональный страх – типичное проявление «магического мышления», одним из законов которого является «образ или имя равняется объекту». Поэтому в магических правилах было запрещено называть имена злых духов, чтобы не призвать их. Например, в Гарри Поттере было запрещено называть по имени Воландеморта. А затем, пришедшие к власти Пожиратели Смерти избегают упоминать имя Гарри Поттера — он для них становится «Нежелательным лицом №1» - практически как «сиделец СИЗО» или «берлинский пациент».
Суть магического мышления – это убежденность в том, что можно влиять на действительность через символические действия или мысли, вера в силу своих желаний, в то, что если я что-то сильно хочу, то оно произойдет только благодаря моему желанию. Считается, что магическое мышление нормально для детей в возрасте до 5 лет, примитивных культур, часто встречается при расстройствах шизофренического спектра. Для магического мышления характеры абсолютная вера, что их внутренний опыт полностью объективен, все связано со всем, если что-то происходит, то это чей-то замысел, вера в красивый мир и приверженность к «знакам».
Когда наш мозг сталкивается с чем-то необычным, он стремится согласовать новую информацию со своими ожиданиями и представлениями. Для мозга важнее не истина, а достижение внутренней согласованности, которая приносит спокойствие и комфорт. Это как при развитии бреда – сначала человека пугают его мысли, но затем происходит «кристаллизация бреда» - и пациент успокаивается, обретая железобетонную уверенность, мол теперь я все понимаю. Магия приносила древним людям спокойствие и чувство контроля над неопределенностью будущего.
Поэтому неудивительно, что всплеск интереса к магии происходит при социальных стрессах, дезадаптации, образовании экзистенциального вакуума, а также при личностной регрессии, переходу к архаическим формам мышления. Впрочем, это лечится. Так, транскраниальная магнитная стимуляция на левую латеральную височную долю мозга ослабляет магическое мышление.
Магическое мышление активно изучается нейробиологами и у него есть много общего в детским мышлением, воздействием галлюциногенов, сном, эпилепсией, ранним психозом, околосмертными переживаними. Такие состояния можно описать как «первичное сознание» - это древнее, регрессивное, дологическое или до-эго мышление характеризуется высоким уровнем энтропии. Современные исследователи используют принцип свободной энергии для описания работы мозга. Уравнения термодинамики, примененные к нейронным сетям, показывают, что наш разум – это компромисс в использовании энергии для упорядочивания хаоса.
Вероятно, что развитие нашего современного мышления было связано с эволюцией нейронных сетей «метапознания» - знание про наше мышление. Наш мозг обрел способность к подавлению энтропии нейронных сетей. Активность задней поясной извилины коррелирует с «целостностью эго», ослабление эго увеличивает выраженность магического мышления при применении галлюциногенов. Подавление энтропии связано с метакогнитивными функциями, такими как самоосознанность и поддержание связи с реальностью.
Проблема заключается в том, что люди с магическим мышлением оторваны от реальности, формируют причинно-следственные связи исходя из убеждений, а не фактов. Поэтому как с ними наладить общение и взаимопонимание, если мы по факту на разных уровнях сознания, где используются разные когнитивные механизмы, – вопрос остается открытый.
The entropic brain: a theory of conscious states informed by neuroimaging research with psychedelic drugs Front. Hum. Neurosci., 03 February 2014 |
Hutson, M. (2012). The 7 Laws of Magical Thinking: How Irrational Beliefs Keep Us Happy, Healthy, and Sane. New York, NY: Hudson Street Press.
Комментарии