Поствирусная усталость
Постинфекционная астения или поствирусная усталость (post-viral fatigue). Крайне неприятно, когда заболевание прошло, но ты себя по-прежнему плохо чувствуешь. Астения – это стойкая постоянная слабость, которая возникает даже без физических и умственных нагрузок и не исчезает после отдыха. Она сопровождает большинство инфекционных заболеваний и встречается у 10-30% переболевших. Иногда она исчезает быстро, но в ряде случаем может длится месяцы (до 5-7 месяцев) и даже годы. Постковидная астения («долгий ковид», long COVID') – не худший вариант, например при лихорадке западного нила наблюдается усталость у 30% продолжительностью более чем 6 месяцев, у многих – на протяжении лет.
Физические симптомы: мышечная слабость, утомляемость, истощение после минимальных усилий.
Когнитивные: потеря концентрации, памяти.
Эмоциональные: изменчивость настроения, перепады, раздражительность, потеря мотивации, либидо, уверенности, чувство напряжения, повышение чувствительности к разным факторам, нарушения сна. Иногда это разные неспецифические жалобы: боль в мышцах, боль в горле и т.п.
Такое состояние (sickness behavior) при болезни – это норма и эволюционная адаптация. Воспаление любой природы делает нас апатичным, слабыми, мы теряем аппетит и вкус к жизни, избегаем контактов, ничем не интересуемся. Это способствует выживанию: больные не разносят инфекцию и имеют меньше шансов быть съеденными хищниками, минимизируют расход калорий. К сожалению, иногда астения не исчезает и после исчезновения возбудителя.
В чем причины? Мнений много. Кто-то считает, что это нарушение метаболизма клеток и многочисленные повреждения. Но большинство полагает, что проблема в воспалении. Повышенная провоспалительная активность иммунной системы сохраняется еще некоторое время после инфекции, что вызывает такое состояние. Другие авторы уточняют, что даже периферическое воспаление оказывает воздействие на работу головного мозга, запуская эволюционный механизм «энергосбережения». Мозговые нарушения включают снижение активности серотониновой и дофаминовых систем, как при депрессии.
Что делать?
Некоторые относятся к постинфекционной астении как к «блажи» и призывают «взять себя в руки». Когда часто человек пытается силой воли преодолеть астению и дать себе большие нагрузки, то это может приводить к ухудшению состояния. Иногда астения служит поводом “долечивать” и назначать множество ненужных препаратов. К сожалению, специфического лечения не существует.
Важно избегать истощения и поддерживать антистрессовый режим. Соблюдать четкий режим сна, питания, физической активности с регулярными перерывами, уделить внимание расслабляющим техникам. Возможно, полезной будет и противоспалительная диета (фастинг, больше овощей и зелени). В экспериментах показана эффективность противовоспалительных препаратов, но для человека надежных исследований нет. Разные авторы предлагают «активирующую терапию», включающую антидепрессанты, адаптогены и т.п. и добавки, например цитруллин, которые могут облегчить переносимость физической активности.
В целом, разумным будет придерживаться чистого отдыха после болезни и затем плавной активации: понемногу увеличивать умственную, физическую и эмоциональную активность, избегая истощения. Чуть больше пройти пешком, чуть больше прочесть страниц, помедитировать, поработать и посмеяться. Делайте то, что заряжает вас. Продуктивная активность заряжает вас энергией, а эта энергия подталкивает на следующие действия. Постинфекционная астения – это неприятное, но обратимое состояние. Не бросайте восстановление на потом, первые два месяца после болезни самые важные.
Factors impacting the illness trajectory of post-infectious fatigue syndrome: a qualitative study of adults’ experiences BMC Public Health. 2017; 17: 952.
Neural Regen Res. 2015 Feb; 10(2): 203–204. Fatigue sensation following peripheral viral infection is triggered by neuroinflammation: who will answer these questions?
Fatigue in adults with post-infectious fatigue syndrome: a qualitative content analysis BMC Nursing volume 14, Article number: 64 (2015)
Inflammatory proteins are altered in chronic fatigue syndrome-A systematic review and meta-analysis Neurosci Biobehav Rev 2019 Dec;107:69-83.
Комментарии