Рождественские истории и сопротивление злу.
Рождественские истории и сопротивление злу. В этому году привычные всем нам библейские сюжеты звучат в Беларуси иначе. Рождение (выборы) нового царя, а старый царь Ирод одержимый властью, начал безжалостное истребление младенцев, что вынудило Святое семейство бежать в Египет. История Иисуса – это вопрос и политический, ведь родился он как царь Иудеи и был именно за это и распят.
Но самый главный вопрос другой: что делать по отношению к
злу, которое мы видим вокруг себя. Зло узнать легко: зло – это насилие, зло –
это то, что причиняет страдания и нарушает нравственный порядок, зло – это ложь,
манипуляции, зло – это отказ от ответственности за совершенное, зло – это утаивание,
зло – это принуждение. И если вас продавили на подписку газеты, то уступая злу,
вы будете и фальсифицировать выборы. А если использовать прагматический
критерий, то зло – неэффективно. Все, к чему оно прикасается, хиреет и умирает,
ведь зло подавляет жизненный потенциал людей, организаций, государств, приводя
к их распаду.
Что произойдет, если я промолчу или отведу глаза? Для нашего
мозга очень важно поддерживать целостность психики. Поэтому, если возникает
ситуация, где вы сталкиваетесь со злом, но ничего не делаете, то вам становится
дискомфортно. Чтобы устранить дискомфорт, ваш мозг начинает придумывать причины
и объяснения, искажая реальность и объясняя почему это зло должно быть
оправдано. Философ Ильин в книге «О сопротивлении злу силою» пишет, что «несопротивляющийся
злу поглощается им и становится одержимым», доказывая, что покорившийся злу
челок меняет восприятие, «несопротивляющийся злу сам уже зол». Поэтому понятия «нейтральности»
не существует. Как верно написал Данте, «самые раскалённые места в аду
предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил
нейтралитет».
Многие считают, что терпимость – это про «подставить свою
левую щеку». Существует принципиальная разница между терпимостью к конкретным
людям, которые заблуждаются или завязли в своих пороках и терпимостью к
системам, умножающим пороки и обманывающим людей. Именно поэтому «сделав бич из
верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; деньги у меновщиков
рассыпал, а столы их опрокинул».
Непримиримость, нетерпение ко злу способно изменить многое.
Наука говорит, что достаточно 3,5-10% нетерпимых ко злу людей, лично
заинтересованных в исходе, и активно высказывающим свои взгляды, чтобы ситуация
изменилась. Самое важное – не искажайте реальность и называйте вещи своими
именами: вора называем вором, убийцу – убийцей и никак иначе. Пусть такая
реальность и дискомфортна, но это лучше, чем иллюзии и самообман. Только сопротивление
злу рождает граждан, а если вы не отстаиваете свои права, вы их теряете. «Не думайте, что Я пришел принести мир на
землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Евангелие от Матфея 10:34). Пусть мечом вашим будет правда, неприятие насилия и зла.
Social
consensus through the influence of committed minorities. Physical Review
E, 2011; 84 (1) DOI: 10.1103/PhysRevE.84.011130
How Behavior Spreads: The Science of Complex Contagions
Damon Centola
Комментарии