Дофамин, депрессия, хроническая боль и соматоформные расстройства. Считается, что до 30% людей страдают от различных хроническхи болевых синдромов. До 20% людей, приходящих на первичный прием, имеют соматоформные расстройства, т.е. болевые синдромы без органической причины.
Хронические боли часто сопутствуют болезням (депрессия, мигрень и т.п.), часто бывает самостоятельным симптомом, маской депрессии, проявляться в виде фибромиалгии, хронической тазовой боли, хронической поясничной боли, боли в груди, затруднениями вдоха, чувством комка в горле, синдромом раздраженного кишечника и т.п. Многие из таких людей подвергаются ненужному и часто опасному лечению. Ученые установили, что между хронической болью, соматоформными расстройствами и зависимостями есть очень много общих проявлений.
Больше узнать про дофамин можно на онлайн курсе «Здоровый дофамин»:
Однако причина многих таких болей находится не в конкретном органе, а голове. Такая боль называется ноципластическая (центральной или психогенной). При исследовании таких болей установлено, что они связаны с изменениями активности разных структур мозга. Они затрагивают снижение уровня дофамина. При фибромиалгии отмечено снижение дофаминовой активности в орбитофронтальной коре и парагиппокампальной извилине, чем ниже уровень дофамина, тем сильнее боль. Хроническая поясничная боль связана со сниженим активности прилежащего ядра, передней поясной извилины, префронтальной коры.
Оказалось, что нейромедиатор дофамин регулирует чувствительность к хронической (но не острой) боли практически при всех этих заболеваниях. И очень часто появление боли связано со снижением уровня дофамина, а не с появление реальной физической причины боли. Возможная причина – снижение уровня дофамина в таламусе. Таламус собирает входящую сенсорную информацию, обрабатывает ее и далее передают в кору головного мозга, она попадает в сознание. Далеко не вся сенсорная информация поступает к нам в сознание, значительная ее часть отфильтровывается в таламусе. Когда в мозге уровень дофамина падает, сенсорные потоки в префронтальную кору начинают поступать в избыточном неструктурированном виде, что часто интерпретируется как «психосоматические боли» или другие необычные дискомфортные ощущения.
Одни ученые считают причиной хронических болей нарушение работы дофаминового ядра dlBNST в VTA, которое связано в повышенным уровнем стрессовых факторов, которые подавляют работу мезолимбической дофаминовой системы. Другие считают ключевым нарушение функциональных связей между таламусом и миндалиной. Многие хронические боли эффективно лечатся антидепрессантами и дофаминовыми агонистами. Так, прамипексол снижает боль при фибромиалгии. Все препараты, повышающие уровень дофамина, снижают хроническую боль и повышают болевой порог. Так работает и кофеин и модафинил.
Сейчас мы знаем, что врожденная чувствительность боли связана со многими генами, имеющими отношение к дофаминовой системе: катехол-о-метилтрансфераза, дофаминовые рецепторы и т.д. Мутации в гене DRD2, кодирующем D2 дофаминовые рецепторы, обнаружены у пациентов с мигренью с аурой. Более того, резкое падение уровня дофамина в мозге и резкое повышение сенсорной чувствительности и боли можно наблюдать на томографе непосредственно в момент приступа мигрени.
Еще с древности врачи заметили, что при депрессии у человека начинаются необычные тянущие и болевые ощущения в области живота. Врачи назвали это состояние hypochondrion — подреберье, иппохондрия, которая сократилась до знакомой нам хандры. Она же меланхолия – застой или избыток желчи. Либо английская версия этого явления сплин – spleen (селезенка). В общем, все что у вас в животе или как сейчас говорят, синдром раздраженного кишечника. Стоит отметить, что и синдром раздраженного кишечника и депрессия в два раза чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Когнитивно-поведенческая терапия и антидепрессанты имеют доказанную эффективность как при синдроме раздраженного кишечника, так и при депрессии.
Заключение. Многие хронические боли связаны со снижением уровня дофамина и могут быть связаны с психогенными причинами, однако для такого заключения нужно полностью исключить органические причины. Здоровый дофаминовый баланс помогает получать вам не только больше удовольствия от жизни, но и испытывать меньше боли. Да, все, что поднимает дофамин, снижает боль. Это может быть и достигнутый успех, радость, секс. Ученые даже доказали, что пересчитывание наличных денег действительно повышает болевой порог))
Aberrant
Thalamic-Centered Functional Connectivity in Patients with Persistent
Somatoform Pain Disorder Neuropsychiatr Dis Treat. 2020; 16: 273–281.
Spinal dopaminergic projections control the transition to
pathological pain plasticity via a D1/D5-mediated mechanism //The Journal of
Neuroscience. – 2015. – Т. 35. – №. 16. – С. 6307-6317.
Dopamine D2/D3 imbalance during migraine attack and allodynia in vivo.
Neurology, Mar. 29 201
Expert Rev Neurother. 2008 May;8(5):781-97. Role of central dopamine in pain
and analgesia.
Chronic Back Pain Is Associated with Alterations in Dopamine Neurotransmission
in the Ventral Striatum Journal of Neuroscience 8 July 2015, 35 (27) 9957-9965;
Chronic
Pain, Dopamine and Depression: Insights from Research on Fibromyalgia In book:
Chronic Pain
Association
between brain and low back pain Journal of Orthopaedic Science Volume 23, Issue 1, January 2018, Pages 3-7
Common
Brain Mechanisms of Chronic Pain and Addiction Volume 89, Issue 1, 6 January 2016, Pages 11-36
DIFFERENTIAL
DOPAMINE FUNCTION IN FIBROMYALGIA Brain Imaging
Behav. 2016 Sep; 10(3): 829–839.
Role of
central dopamine in pain and analgesia Expert Rev Neurother 2008
May;8(5):781-97.
Tonic
Suppression of the Mesolimbic Dopaminergic System by Enhanced
Corticotropin-Releasing Factor Signaling Within the Bed Nucleus of the Stria
Terminalis in Chronic Pain Model Rats J
Neurosci. 2019 Oct 16;39(42):8376-8385.
Cognitive-behavioral therapy for
irritable bowel syndrome: a meta-analysis. Journal Of Psychosomatic Research 2014 July
(vol. 77, no. 1). P. 1-12.
IBS Task
Force. An evidence-based position statement on the management of irritable
bowel syndrome. Am J Gastroenterol 2009; 104:S1.
Комментарии