Cиндром дисметаболической перегрузки железом.
Cиндром дисметаболической перегрузки железом.
Cиндром дисметаболической перегрузки железом (Dysmetabolic iron overload syndrome (DIOS)) – это интересное состояние, при котором происходит перегрузка железом не из-за особенностей его усвоения, а из-за метаболических нарушений, в первую очередь – метаболического синдрома. Практически 30-50% пациентов в жировым гепатозом печени имеют дисметаболическую перегрузку железом. Сам термин был предложен в 1997 году R. Moirand и Y. Deugnier. Затем еще появились термины Insulin resistance hepatic iron overload syndrom (IR-HIO) и «железный фенотип» инсулинорезистентности.
Диагноз DIOS ставится, когда исключены любые другие причины перегрузки железом. DIOS возникает при сочетании нездорового питания, окружения и генетических факторов, ключ к нему – это взаимодействие печени и висцеральной жировой ткани. Некоторые исследования показывают, что две трети пациентов с данным заболеванием являются гетерозиготами по одной из мутаций в гене HFE.
Обратите внимание, что общие запасы железа в организме не сильно увеличены и процент насыщения железом трансферрина в норме или незначительно повышен. Однако данный синдром почти всегда встречается у мужчин, у которых в среднем запасы железа выше, чем у женщин. Самой частой жалобой является хроническая усталость и неспецифические боли в суставах.
Обратите внимание, что общие запасы железа в организме не сильно увеличены и процент насыщения железом трансферрина в норме или незначительно повышен. Однако данный синдром почти всегда встречается у мужчин, у которых в среднем запасы железа выше, чем у женщин. Самой частой жалобой является хроническая усталость и неспецифические боли в суставах.
Cиндром дисметаболической перегрузки железом. |
Критерии синдрома DIOS:
1. Два и более компонента метаболического синдрома (дислипидемия, ожирение, гипертенизия, нарушения углеводного обмена)
2. Повышенный ферритин, но не более 1000, при нормальном или умеренно повышенном проценте насыщения трансферрина железом, до 60%.
3. Признаки стеатоза печени (УЗИ)
4. Легкое или умеренное повышение железа в печени (МРТ, биопсия).
В практике чаще всего говорят про DIOS, когда ферритин выше 500, но не выше 1000, нет выраженного воспаления, повышенных трансаминаз и алкоголизма. При уровне выше 1000 требуется дифференциальная диагностика с гемохроматозом.
Как развивается синдром дисметаболической перегрузки железом?
В его основе лежит сочетание инсулинорезистентности, гипергликемии и висцерального ожирения. При инсулинорезистентности начинает происходить повышенная транслокация трансферриновых рецепторов на мембранах гепатоцитов и энтероцитов. Это приводит к увеличению поступления железа в клетку и увеличению синтеза ферритина для его хранения. Накопление железа в печени ухудшает работу гепатоцитов из-за увеличения окислительного стресса, это еще сильнее снижает их чувствительность к инсулину и приводит к дальнейшему увеличению синтеза глюкозы печенью. Дополнительно возникает гликирование трансферрина, что ухудшает перенос железа. В печени железо накапливается в гепатоцитах и клетках Купфера в перисинусоидальном пространстве, запускает там апоптоз, воспаление и синтез коллагена, что ухудшает состояние печени.
Висцеральный жир, который сам по себе уже выделяет провоспалительные цитокины (ФНО, ИЛ-6, ИЛ-8, ИЛ-10), привлекает макрофаги. Макрофаги активно нагружаются железом, что приводит к их более провоспалительной активности.
Провоспалительные цитокины стимулируют синтез гепсидина, который является ключевым регулятором уровня железа, как в гепатоцитах, так и в клетках жировой ткани. Гепсидин выключает работу ферропортина, это тормозит процесс всасывания пищевого железа, тормозится высвобождение железа из депо, растет уровень ферритина. Это может привести к анемии хронического воспаления. Такой тип ожирения и особенность обмена железа при нем можно определить, сдав анализ на количество растворимых трансферриновых рецепторов, а также С-реактивного белка.
Растворимые рецепторы трансферрина (sTfR, soluble transferrin receptor) – это пептиды, представляющие собой фрагменты рецептора трансферрина, располагающегося на поверхности клеток и обеспечивающего перенос ионов железа внутрь клетки. Эти фрагменты растворимы и находятся в крови. Количество sTfR пропорционально количеству трансферрина. При снижении концентрации сывороточного железа концентрация sTfR возрастает. Растворимые рецепторы трансферрина (sTfR) - показатель содержания железа и активности эритропоэза. Показатель sTfR пропорционален количеству трансферрина. При снижении концентрации сывороточного железа концентрация sTfR возрастает одновременно с трансферрином. При этом увеличение sTfR не зависит от степени воспаления, но является свидетельством дефицита железа и усиления эритропоэза. Полезным диагностическим инструментом является и индекс трансферрин/ферритин (TfR-F индекс).
В животных моделях, высокожировая диета с большим количеством фруктозы приводила к заметному накоплению железа в печени и ко всем вытекающим последствиям: дислипидемии, нарушению углеводного обмена, увеличению окислительного стресса, жировому гепатозу печени. В других исследованиях, высокий уровень пищевого железа приводил к такому же эффекту. Сочетание железо + высокожировая диета показало самое быстрое прогрессирование симптомов.
В экспериментальных моделях, ожирение стимулирует накопление железа в адипоцитах. Избыток железа снижает уровень экспрессии защитного гормона адипонекатина. У пациентов с метаболическим синдромом уровень адипонектина обратно пропорционален уровню ферритина. Избыток пищевого железа у животных приводил к увеличению синтеза резистина, адипокина, который связан с увеличением риска развития метаболического синдрома. Избыток железа в пище нарушает работу важнейшего гормона энергетического обмена – лептина. Почему так происходит? Возможно, что накопление железа – это защитная попытка организма, ведь более высокие его уровни в адипоцитах стимулируют липолиз. В животных моделях, экспрессия гепсидина подавляется инсулином. У человека гипергликемия повышает уровень гепсидина, он повышен и у пациентов в DIOS, но возможно чувствительность к нему снижена.
Чем опасно?
Важно понимать, что дисметаболическая перегрузка железом является серьезным фактором риска.
Избыток железа в данном случае является дополнительным фактором риска диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Гиперферритинемия при исключении воспаления, увеличивает риск сахарного диабета в 4,6 раза и требует контроля гликемии. Чем выше уровень ферритина, тем выраженнее инсулинорезистентность. Но данная закономерность характерна больше для мужчин, чем для женщин.
Высокий ферритин – это не только избыток железа или воспалительный маркер, но и маркер метаболического стресса. Так, высокий ферритин выше 300-400 при ожирении может быть маркером инсулинорезистентности. Кроме того, высокий ферритин может быть и прогностическим фактором развития жировой дистрофии печени и сахарного диабета 2 типа.
Что делать?
Важен здоровый образ жизни с нормализацией питания, что оказывает выраженное лечебное действие при метаболическом синдроме. Важен строгий отказ от алкоголя.
Сдача крови или лечебные кровопускания также хороши, до достижения уровня ферритина в ≤ 50 мкг/л и процент насыщения трансферрина ≤ 30%. Согласно клиническим рекомендациям Европейских обществ по изучению заболеваний печени, ожирения и диабета проведение флеботомии с целью уменьшения запасов железа почти до уровня железодефицита улучшает статус больных без прогрессирования фиброза. Флеботомии уменьшают инсулинорезистентность, выраженность воспалительных изменений в печени, замедляют темпы прогрессирования фиброза печени.
Однако ряд исследований пишут, что флеботомия переносится хуже, чем принято считать и практически не имеет выраженного эффекта. Требуется больше исследований, как обычно. Очень важно различать истинный избыток железа и анемию хронического воспаления с высоким ферритином.
Journal of Hepatology Volume 55, Issue 4, October 2011, Pages 920-932 Iron in fatty liver and in the metabolic syndrome: A promising therapeutic target https://doi.org/10.1016/j.jhep.2011.05.008
Metabolism. 2013 Jan;62(1):62-9. doi: 10.1016/j.metabol.2012.06.008. Epub 2012 Jul 30.High-fat, high-fructose diet induces hepatic iron overload via a hepcidin-independent mechanism prior to the onset of liver steatosis and insulin resistance in mice.
J Nutr Biochem. 2013 Sep;24(9):1634-44. doi: 10.1016/j.jnutbio.2013.02.004. Epub 2013 May 2. Effects of excess dietary iron and fat on glucose and lipid metabolism.
Moirand R., Mortaji A.M., Loreal O., and al. A new syndrome of liver iron overload with normal transferrin saturation [see comments] Lancet 1997 ; 349 : 95-97
Bozzini C., Girelli D., Olivieri O., and al. Prevalence of body iron excess in the metabolic syndrome Diabetes Care 2005 ; 28 : 2061-2063
La Presse Médicale Sous presse. Epreuves corrigées par l'auteur. Disponible en ligne depuis le mercredi 22 novembre 2017 Doi : 10.1016/j.lpm.2017.05.036
Mendler M.H., Turlin B., Moirand R., and al. Insulin resistance-associated hepatic iron overload Gastroenterology 1999 ; 117 : 1155-1163
Dysmetabolic iron overload syndrome (DIOS) Metabolism. 2011 Mar;60(3):414-20. doi: 10.1016/j.metabol.2010.03.007. Epub 2010 Apr 27. Association of elevated serum ferritin concentration with insulin resistance and impaired glucose metabolism in Korean men and women.
Am J Gastroenterol. 2007 Jun;102(6):1251-8. Epub 2007 Mar 27. Iron depletion by phlebotomy improves insulin resistance in patients with nonalcoholic fatty liver disease and hyperferritinemia: evidence from a case-control study.
PLoS One. 2008; 3(10): e3547. Hyperferritinemia Is Associated with Insulin Resistance and Fatty Liver in Patients without Iron Overload
Gastroenterology. 1999 Nov;117(5):1155-63. Insulin resistance-associated hepatic iron overload.
Am J Pathol. 2013 Jun;182(6):2254-63. doi: 10.1016/j.ajpath.2013.02.019. Epub 2013 Apr 8. Dietary iron overload induces visceral adipose tissue insulin resistance.
Metabolic and hepatic effects of bloodletting in dysmetabolic iron overload syndrome: A randomized controlled study in 274 patients
Bottomley S. Secondary iron overloads disorders. // Sem Hematol. 1998. Vol. 35. P. 77-86
Синдром перегрузки железом при хронических заболеваниях печени: фокус на неалкогольную жировую болезнь печени#12/17 С. Н. Мехтиев, О. А. Мехтиева
Комментарии
С уважением,Антонина