Депрессия и воспаление: эволюционные связи.
Депрессия и воспаление: эволюционные связи. Депрессия – одна из «болезней цивилизации» и в ее развитии активно участвуют внутренние причины, наши эволюционные адаптивные реакции. Уровень С-реактивного белка у охотников-собирателей ниже, чем у жителей развитых стран. Например, исследования на Филиппинах показывают, что уровень С-реактивного белка заметно ниже, а уровень противовоспалительного ИЛ-10 выше, чем в западных странах, независимо от ИМТ. Исследования в Эквадоре также показывают более низкий уровень С-реактивного белка. Чем меньше антигенная нагрузка в детстве, тем выше уровень СРБ у взрослых.
Депрессия и воспаление: эволюционные связи. |
Гипотеза «несоответствия» постулирует, что при резком изменении среды, адаптивные реакции могут вызывать развитие заболеваний. Что касается депрессии, то весьма любопытно рассмотреть эволюционные связи воспаления и депрессии.
Гипотеза (pathogen–host defense theory of depression) постулирует, что депрессия могла возникнуть как побочный эффект в эволюции иммунной системы и оказалась полезной в борьбе с инфекциями и в выживании. Депрессия меняет наше поведение так, что мы меньше тратим сил, меньше разносим инфекцию, снижаем риск быть съеденными. Даже нарушения сна при депрессии могут быть адаптивны как увеличение бодрствования для спасения от хищников.
Связь между депрессией и воспалительной реакцией была замечена уже давно. У людей с депрессией более «раздражительный» иммунитет и выше маркеры воспаления даже в период ремиссии. Анализ генетических аллелей, увеличивающих склонность к депрессии, показал, что эти гены часто связаны с регуляцией иммунного ответа. Эволюционно снижение активности и депрессия при инфекционных заболеваниях могли снизить число контактов между особями и соответственно замедлить распространение болезни. Например, гены синтеза арахидоновой кислоты, генетические варианты циклоокигеназы 2 и фосфолипазы 2 одновременно связаны как с воспалением, так и депрессией. А позитивную роль омега-3 при депрессии мы уже тоже обсуждали.
Болезни связаны с депрессией, заболевание в среднем увеличивает риск депрессии в 5-10 раз, особенно диабет, ожирение, сердечно-сосудистые и др. Сильнее увеличивают риск депрессии (и суицида, тревоги) аутоиммуннные заболевания. Все противовоспалительные препараты и добавки в целом снижают риск депрессии, будь то статины, омега-3, кортикостероиды, НПВС. Активация Т-клеточного звена может снизить симптомы депрессии и тревоги (противовоспалительный ИЛ-4 ответ).
Стоит отметить, что как раз те 20-30% людей, нечувствительных к антидепрессантами и имеют наиболее высокие показатели воспалительных маркеров. При депрессии увеличивается уровень провоспалительных молекул и растет число рецепторов к ним, увеличивает уровень хемокинов и молекул адгезии, в т.ч. и в головном мозге. Воспаление усиливает и тревогу, исследования показывают, что уровни ИЛ-1 и ИЛ-6 заметно в выше в крови и мозге покончивших с собой. Воспаление в мозге влияет на активность работы нейромедиаторных систем (серотонин, дофамин, глутамат). Раньше я уже писал, что воспаление подавляет активность работы дофаминовой системы.
Какие причины хронического стерильного воспаления?
Проблема современного стерильного мира заключается в том, что снижение количества внешних инфекций и снижения внутреннего разнообразия микрофлоры приводит к усилению провоспалительной реакции. Другими моментами являются источники хронического воспаления: питание (высокая гликемическая нагрузка, сахар, жареное, висцеральное ожирение), качество воздуха, шум, нарушения сна и т.п. Если мы говорим про питание, то существует связь между депрессией и углеводами, связь между типом углеводов и уровнем хронического воспаления (ИЛ-6 и СРБ). Низкая гликемическая нагрузка действительно связана со сниженным уровнем воспаления и риском депрессии.
У людей, как существ социальных, стресс также связан с активацией иммунной системы. Поэтому чем меньше уровень социальной поддержки, тем выше маркеры воспаления. Более высокий уровень социальной поддержки снижает уровень воспаления и риск не только депрессии, но и астмы, сердечно-сосудистых заболеваний и др. Неконтролируемый стресс повышает уровень ИЛ-6 и чем выше его уровень, тем сильнее риск выгорания.
Что делать?
Здоровый образ жизни и оптимальные воспалительные биомаркеры снижают риск депрессии. Депрессия включает множество подтипов, требующих различных подходов, от психотерапии до изменения образа жизни (стресс, питание, свет и т.п. ). Контроль воспалительных маркеров и их коррекция эффективно могут улучшить наше ментальное состояние не только при депрессии, но и при тревоге, выгорании и т.п.
Полезными для вас могут быть мои учебные курсы по питанию (Здоровое питание) и стрессу (Осознанная стрессоустойчивость).
The evolutionary significance of depression in Pathogen Host Defense (PATHOS-D)Nature Publishing Group | 2013-01-31, Pages 15-37
Neuropsychopharmacology. 2017 Jan; 42(1): 5–27.Pathogen–Host Defense in the Evolution of Depression: Insights into Epidemiology, Genetics, Bioregional Differences and Female Preponderance
The role of inflammation in depression: from evolutionary imperative to modern treatment target Nature Reviews Immunology volume 16, pages22–34(2016)
Depression as sickness behavior? A test of the host defense hypothesis in a high pathogen population. Brain Behavior and Immunity. 31 (2013) 1–8 49:130-139. 2.
Комментарии