Бедность и развитие мозга
Бедность является одной из ключевых причин проблем со здоровьем и преждевременной смертности, не зря говорят, что “лучший геропротектор – это деньги”. При этом важна не просто бедность сама по себе, но и высокий уровень неравенства. Бедность вредит множеством механизмов, начиная от плохого питания до отсутствия достаточной медицинской помощи. Но я хочу обратить внимание на стрессовый механизм. Ученые показали, что постоянный стресс дает мощную аллостатическую нагрузку, которая влияет на весь организм, нарушая работу мозга. Чем больше лет ребенок прожил в бедности, тем сильнее стрессовая нагрузка и хуже рабочая память и IQ.
Бедность и развитие мозга |
Отрицательное действие стресса приводит к дисбалансу структур мозга, отвечающих за процесс саморегуляции. Именно нарушение саморегуляции является критическим фактором действия бедности. При плохой саморегуляции человек принимает плохие решения на протяжении всей своей жизни и передает их и детям. Вот пример графика (см.): чем беднее люди, тем больше стресса и меньше способности им управлять, хуже саморегуляция, поэтому и чаще потребление алкоголя, курения, лености, ожирения, плохого сна.
Но всегда ли это происходит именно так? Мы знаем, что физиологическое действие стресса сильно зависит от его восприятия и возможности справится с ним. Если есть ресурс поддержки, тогда стресс не вызывает развитие выученной беспомощности. В 1955 году Эмми Вернер и Рут Смит запустили исследование, в котором подробно изучили всех детей, рожденном на одном острове на протяжении 40 лет. Они выделили группу риска, родители которых были бедны, алкоголиками, имели психические болезни, били детей. Ученые были уверены, что из этих детей не выйдет ничего путного.
Однако 30% из группы риска сохранили здоровье и добились успеха в жизни, несмотря на тяжелое детство. Ученые назвали их психику «эластичной» и смогли выделить условия такой адаптации. Эти дети имели больше источников эмоциональной поддержки от родителей, братьев и сестер, других людей на протяжении детства и подросткового периода. Такие дети эмоционально отключались от проблем родителей и не воспринимали их проблемы. Такие дети умели активно решать свои проблемы, они были экстравертами и больше общались с другими людьми, могли позитивно взглянуть на травмирующие события.
У них была опора и образец для подражания из ближайшего окружения (учитель, соседи, родня), они имели более широкий круг общения, они были мягкими, дружелюбными и любознательными с окружающими, но всегда самостоятельны и принципиальны в достижении своих целей. Еще в подростковом возрасте они на первое место в приоритетах ставили карьеру и работу, в то время как их ровесники даже не думали от этом. Как мы видим, саморегуляция и здесь выступает заметным фактором.
Таким образом, при наличии поддержки и активной позиции даже мощный стресс не вызывает выученную беспомощность и не является приговором. Но лишь треть детей способны его преодолеть и то лишь при случайных удачных обстоятельствах.
Childhood poverty, chronic stress, and adult working memory PNAS April 21, 2009 106 (16) 6545-6549
Poverty and self-regulation: Connecting psychosocial processes, neurobiology, and the risk for psychopathology Comprehensive Psychiatry Volume 90, April 2019, Pages 52-64
Werner, E. E., & Smith, R. S. (2001). Ithaca, NY: Cornell University Press.
Комментарии