Отрицание своих болезней: анозогнозия.
Сходил на ток-шоу про вес и бодипозитив. Ничего не слышу, ничего не вижу – так часто реагирует человек, имеющий заболевание и не признающий его серьезность. Для сохранения стабильности психики у нас есть целый набор защит, позволяющих нам ничего не делать. Термин анозогнозия хоть применялся для психической патологии, сейчас используется и для неинфекционных патологий (ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания).
Отрицание своих болезней: анозогнозия. |
Человек «объясняет» проблемы с весом, памятью и мышлением просто: «я просто устал», «после 40 это норма», «у меня стресс», «с животом солидно», «это мой выбор» и т.п. Люди могут использовать разные инструменты защиты: избегание, отрицание, абсурдизацию, юмор и т.п. «Ты умрешь! Ха-ха, все умрут» и т.п. Изменения при болезнях образе жизни такие плавные, что человек к ним привыкает, начинает считать своей «нормой».
Образование пациентов кажется выходом из ситуации. Но если чрезмерно пугать людей последствиями и опасностями, то они могут просто использовать нездоровые копинг-стратегии и психические защиты, чтобы уйти от неприятной информации. Рационально спорить с таким пациентом бессмысленно, вы только сильнее убедите его в обратном. Ведь отрицание своей проблемы – это для него способ поддержания идентичности.
Поэтому нужны не сухие знания, а живые примеры, эмоциональное воздействие, вовлечение в группы поддержки, плавное воздействие. Так, исследование показало, что даже длительное обучение диабетиков не сильно повлияло на их образ жизни и биомаркеры (гликированный гемоглобин, липидный профиль, вес), а также риск осложнений (The American Journal of Cardiology Volume 95, Issue 11, 1 June 2005, Pages 1290-1294. Diabetes-Related Knowledge, Atherosclerotic Risk Factor Control, and Outcomes in Acute Coronary Syndromes).
С каждым годом мы едим все больше и больше. Еще ни одна страна за последние 30 лет не начала худеть, хоть кое-где темпы ожирения и уменьшились. Исследования показывают, что размеры порций растут, калораж их увеличивается. Так, анализ кулинарных рецептов показал, что за 70 лет калорийность блюд в кулинарных книгах выросла на 44%! Например, рецепт тушеной курицы: в 1936 – 228 ккал, 1946 – 270 ккал, 1951 – 281 ккал, 1963 – 294 ккал, 1975 – 284 ккал, 1997 – 288 ккал, 2006 – 336 ккал. Причин у этого много и немаловажное значение имеет “гедонистическое переедание”.
Народная загадка спрашивает: почему, когда даже плотно поешь, десерт всегда влазит? Потому, что он попадает в сердце, а не желудок”. Когда еда становится дофаминовым чревоугодием, а не утолением голода, переедание неизбежно (растет порог награды и требуется увеличение дозы). Одним из способов борьбы с этим является увеличение некалорийного удовольствия от еды: ритуал еды, посуда, приборы, общение, лексика и т.п.
В своем курсе «Здоровое питание» я большое внимание уделяю получению некалорийного удовольствия: https://go.beloveshkin.com/pitanie. Мощный инструмент для получения некалорийного удовольствия от еды – это развитие вкуса.
Поделюсь руководством по развитию вкуса, подпишитесь на мою почтовую рассылку и получите это руководство в ее завтрашнем выпуске: http://eepurl.com/cwI8NH.
Также все новости доступны и в формате телеграм-канала: https://t.me/beloveshkin .
Предзаказ моей книги «Что и когда есть»: https://www.beloveshkin.com/2019/10/blog-post_16.html
The Joy of Cooking Too Much: 70 Years of Calorie Increases in Classic Recipes, Annals of Internal Medicine, 2009 Vol. 150, 291-291.
Patterns and trends in food portion sizes, 1977-1998. JAMA. 2003;289:450-3.
Foods commonly eaten in the United States, 1989-1991 and 1994-1996: are portion sizes changing? J Am Diet Assoc. 2003;103:41-7.
Комментарии