Парадокс микробиома.
Парадокс микробиома. |
Вопрос пробиотиков сейчас представляет собой достаточно парадоксальную ситуацию. С одной стороны мы видим рост данных об огромном влиянии и важности микрофлоры, можем точно узнать индивидуальный состав микрофлоры (метагеномное 16S-секвенирование, уже доступные цены), но мы до сих пор не имеем хороших качественных препаратов, надежных клинических доказательств эффективности, достаточной для формирования четкого руководства к действию. С чем это может быть связано?
Возможно, причины этого лежат в сложности микробиома, сотнях видов микроорганизмов, которые взаимодействуют тысячами способов. Поэтому линейные общие подходы здесь не работают. Вместо поиска суперштамма нам нужно фокусироваться на увеличении общего разнообразия микробиома в целом, находя особые для этого подходы. Возможно, нам нужно выводить определенные штаммы микроорганизмов, ведь разные штаммы обладают разными способностями. Бывает хеликобактер, который защищает от аллергии, бывают штаммы, вызывающие рак. Есть пропионобактерии, защищающие от акне, есть усиливающие акне.
Возможно, что все дело в особенностях питания (однообразная диета с малым числом пребиотиков) и наша диета в любом случае приводит к сужению разнообразия независимо от приема пробиотиков. Может быть все дело в индивидуальных особенностях человека, от его генетики до иммунитета (дырявый кишечник и прочие кишечные проблемы), ведь почти половина людей вообще нечувствительны (резистентны) к пробиотикам, а выявить эту группу пока невозможно (Personalized Gut Mucosal Colonization Resistance to Empiric Probiotics Is Associated with Unique Host and Microbiome Features Cell V 174, 6, P1388-1405). Как вы видите, проблем много, а решения пока разрабатываются.
Что делать? Пожалуй, самым очевидным решением является суперпробиотик – фекальная трансплантация ( FMT Fecal microbiome transplantation), полный перенос микробиома в комплексе. Несмотря на внешнюю дикость, данный метод имеет глубокие корни. Зачастую животные едят фекалии, а вот племя хадза использует фекалии для ферментации клубней, чтобы сделать их съедобными. Кстати, у хадза за долгое время наблюдений не зафиксировано ни одного случая аллергических и аутоимунных заболеваний)). Идея и практика фекальной трансплантации (называйте бактериотерапия, если приятнее) берет начало в глубокой древности. Так, еще в 4 столетии да нашей эры в Китае использовали «желтый (золотой) суп» из фекалий здоровых для лечения пищевых отравлений и диареи. Бедуины применяли кал верблюдов для лечения дизентерии.
Падуанский доктор Иероним Фабриций использовал специальный термин «трансфаунация» для обозначения переноса содержимого кишечника здоровых к больным животным. Немецкий врач Кристиан Франц Пауллини подробно описал лечебный эффект фекалий в своей книге “Heilsame Dreck-Apotheke”. Ну а в прошлом веки исследования развернулись уже намного шире. (Gut Microbes. 2017; 8(3): 253–267.Fecal microbiota transplantation in metabolic syndrome: History, present and future).
Мы ждем новостей по созданию штаммов с заданными свойствами, создание штаммов, которые могут специально программировать иммунную систему в детстве, создание сложных сбалансированных между собой комплексов пробиотиков. Пока мы можем разнообразить наше питание, следить за своей микрофлорой через анализы, использовать мультипробиотики (чем разнообразнее, тем лучше) или хорошо изученные штаммы при диагностированном их дефиците.
Интересно, что крупные суммы инвестирует в «микробную биотерапию» Билл Гейтс, так он спонсирует проект evivo (B. infantis для самых маленьких), он уверен, что сложные смеси бактерий, продаваемые по низким ценам, смогут радикально улучшить здоровье людей на всей планете. Особенно это важно в первые годы жизни, когда происходит программирование иммунной системы. Впрочем, Гейтс критически оценивает эффективность современных пробиотков и ждет настоящего прорыва (взлом микробиома) с разработкой универсальных штаммов, подходящих большинству людей, только к 2030 году.
Дополнительное чтение:
Комментарии