О пользе традиционного знания и эвристике.
Пожалуй, самый значимый источник знания для меня – это традиция, традиционное знание. К сожалению, в настоящее время традиции либо разрушены либо в значительной степени искажены. Мы наблюдаем повсеместный этноцид: разрушение культурной идентичности наций и этносов. Одна и та же одежда, телефоны, книги и желания на всем земном шаре. И одно и то же питание, приводящее к болезням: депрессии, диабет, аутоиммунные заболевания, ожирение, акне, кариес и множество других. Это выгодно для транснациональных корпораций, но издержки этноцида ложатся на плечи всех людей.
О пользе традиционного знания и эвристике. |
Традиционное знание – это коллективный опыт, накопившийся за тысячи и сотни лет в виде ряда правил. При этом эти правила обычно не имеют объяснения и передаются в устной традиции: «делай, как дед делал».
Уважение к традициям – это одна из ключевых особенностей культуры человечества. Уважение и следование традициям помогло человечеству выжить и накопить значительный объем знаний. Традиционное знание также эволюционирует. Те общества и племена, которые вымерли, унесли с собой традиционное знание, которое не работало. Поэтому те традиции, которые дожили до наших дней, имеют значительный полезный потенициал. Для традиции не обязательно быть истинной, она должна давать ее носителям преимущество и должна помогать им выжить. Таким образом, для традиционного знания намного важнее отдача и последствия, чем истинность. В реальности уязвимость важнее знания и последствия решения замещают логику.
Если мы с вами не можем что-то объяснить, то это не значит, что эта вещь неправильно. Намного вероятнее, что мы чего-то еще не знаем. Поэтому отказ от традиций, которые не несут вреда, череват невидимыми последствиями. В конце статьи я приведу несколько примеров.
Как рождаются традиции?
Рождение традиций – это результат длительных, часто не осознанных экспериментов путем проб и ошибок. Не считайте предков дураками, они прекрасно видели, что работает, а что нет. А вот объяснение традиции давалось в духе господствующей религии и это объяснение могло быть целиком лишенное смысла. Важно понять, что ключевую роль играет практика, а не теория. Такой метод познания можно назвать эвристикой.
Эвристика.
Эвристика – это отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.
В основе эвристики лежит метод проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Т.е. в основе лежит действие, и лишь потом объяснение!
Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Гудиер говорил, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание.
Эвристика способна приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи. Это очень важно, так как для сложных системных проектов практически никогда нельзя собрать всю имеющуюся информацию.
Для успешности эвристического поиска важно действовать внешаблонно, преодолевая психологическую инерцию, ведь доказано, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Для внешаблонности следует отказаться от рецептурного обучения, принципа аналогий, нашей подсознательной веры в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели и строгой технической терминологии (да, да, она часто мешает думать.
Можно использовать слова-костыли «вот эта фигня» и так далее). Стоит отметить, что важной особенностью именно человеческой деятельности является наличие в ней элемента случайности: необъяснимые поступки и сумасбродные решения часто лежат в основе оригинальных и неожиданных идей.
Не одни только древние философы пытались защитить – и предлагали нам уважать – другой тип знания. Эдмунд Бёрк, ирландский политик и политический философ, критиковал Французскую революцию за разрушение «коллективного разума нации». Бёрк полагал, что масштабные социальные перемены могут быть чреваты невидимыми последствиями, и защищал потому небольшие эксперименты, проводимые методом проб и ошибок (по сути, выпуклое прилаживание) при условии, что уважение к сложной эвристике традиции сохраняется.
Живший в ХХ веке консервативный политический философ и специалист по философии истории Майкл Оукшот считал, что традиции – это накопленное и отфильтрованное коллективное знание. С ним согласился бы Жозеф де Местр, размышлявший, как мы видели, о далеких последствиях решений. Де Местр был французским роялистом и мыслителем, настроенным против Просвещения, он много говорил о зле революции и верил в фундаментальную порочность людей.
Для своих курсов я тщательно исследую и собираю по крупицам традиционное знание различных культур и времен. Это включает изучение этнографии, археологии, современной антропологии, разговоры с умными людьми, посещение местных рынков в разных странах, наблюдение за живыми людьми. Сопоставляя все эти знания, удается выделить универсальные традиционные знания, которые восходят от охотников-собирателей до современных культур и пронизывают всю человеческую историю. И это отличное доказательство: раз определенная традиция выживала тысячи лет и распространялась по разным культурам, то она имеет серьезный потенциал.
Бывают локальное и глобальное традиционное знание.
Примером глобального традционного знания является предварительная обработка злаков и бобовых перед употреблением. В прошлом веке западная культура отказалась от «пустой траты времени»: замачивания и закваски злаков и бобовых, мы стали их употреблять сразу после приготовления. Но анализ культурной традции показывает, что такой практике нигде в мире не существовало. От индейцев майя, которые ферментировали кукурузу, до древней Руси, где квасили тесто – все культуры практиковали предварительную обработку злаков и бобовых. И только в последнее время наука разводит руками и говорит, что в злаках и бобовых находится фитиновая кислота – вещество, которое нарушает пищеварение, связывает и мешает усвоению железа, кальция и прочих важных веществ. А классические рецепты возрастом в несколько тысяч лет отлично помогают снизить уровень фитиновой кислоты и безопасно употреблять их в пищу. Вот такие дела.
Пример локального традиционного знания.
«…[Лопарями] грибы употребляются в пищу … в редких случаях… [Они] считают пищу из них «пустой забавой», - свидетельствовал в первой трети XX века врач, изучавший питание саамов Кольского полуострова (Иванов-Дятлов, 1928). Действительно, такой богатый источник белка, как грибы, арктические народы практически повсеместно не употребляют в пищу. Тундровые жители, в частности ненцы, традиционно объясняют это тем, что гриб – пища северного оленя, а не человека (Ацуси, 1997). Если трактовать этот обычай с позиций структурной антропологии К.Леви-Стросса, можно сказать, что ненецкое общество «выстраивает барьер между природным и культурным».
Оказалось, что у 10% населения (у европейцев частота – 0,025%) присутствует дефицит пищеварительного фермента трегалазы. Трегалоза - сахар, содержащийся именно в грибах, а дефицит расщепляющего её фермента трегалазы – одна из причин возникновения болей в животе после употребления их в пищу. Эти физиологические особенности приводят к формированию специфических традиций питания. Традиции отказа от такого богатого белками источника пищи, как грибы (при скудных в целом ресурсах), могли быть обусловлены сравнительно широкой распространенностью неусваиваемости трегалозы в высокоширотных популяциях.
Заключение.
Уважение к предкам и традициям – это фундаметальная особенность человеческой культуры. Посещая музей, изучая историю своей страны, составляя родословную, эстетически восприимчивый человек обретает связь с предками. Сознательно или нет, он усваивает и уважает историческое знание, пусть и для того, чтобы его отвергнуть.
Прошлое – если смотреть на него правильно, о чем мы сейчас поговорим, – куда больше расскажет вам о свойствах будущего, чем настоящее. Чтобы понять будущее, не нужен техноаутистский жаргон, «передовые примочки» и прочее в этом духе. Необходимо уважать прошлое, интересоваться историческими записями, алкать мудрости предков и понимать, что такое «эвристика», неписаные практические правила, благодаря которым мы выживаем. Другими словами, нужно признать важность того, что нас уже окружает, – того, что выжило.
Ещё интересности по традцициям:
Беларускі гераічны эпас: дзе шукаць, што чытаць?
Беларускі мароз: Зюзя (5 здымкаў).
Комоедица: первый блин комам, а не комом!
Не казаки, не шляхта, а панцирные бояре в восточной Беларуси.
Омела и рождество: забытые традиции.
Питание во Франции: жизнь без перекусов для детей и взрослых
Радаўніца, калі ўсе радуюцца: і мертвыя, і жывыя.
Традиционный рецепт: паренки из корнеплодов
Беларускі гераічны эпас: дзе шукаць, што чытаць?
Беларускі мароз: Зюзя (5 здымкаў).
Комоедица: первый блин комам, а не комом!
Не казаки, не шляхта, а панцирные бояре в восточной Беларуси.
Омела и рождество: забытые традиции.
Питание во Франции: жизнь без перекусов для детей и взрослых
Радаўніца, калі ўсе радуюцца: і мертвыя, і жывыя.
Традиционный рецепт: паренки из корнеплодов
Источники:
Талеб Нассим, "Антихрупкось"
http://antropogenez.ru/article/329/ (Козлов А.И.)
Выявы адсюль:
http://budzma.by/news/styl-yak-faktar-identychnasci-chastka-3.html
Комментарии