Березовский монастырь картезианцев (1648 год): часть 1, жизнь монахов.
В городе Береза Брестской области есть руины удивительного комплекса зданий - картезианского монастыря (1648 год). С первого класса школы я интересовался руинами этого монастыря, лазил по его подвалам изучил все руины. Сейчас многие подвалы и подземные ходы завалены, но до сих пор я помню это удивительное чувство тайны и загадки, скрытое в этих стенах. Поэтому хочется, чтобы и вы коснулись этого чуда. И рассказ свой я начну с самого католического ордена картезианцев. Это самый древний христианский орден, а в Березе находится единственный в ВКЛ монастырь - Березовский. Затем я расскажу как выглядел монастырь раньше и какая его судьба сегодня. Ну, и что его ждет в будущем))
Березовский монастырь картезианцев: часть 1, жизнь монахов. |
Для того, чтобы понять архитектуру монастыря, нужно познакомится с его законами, потому что они воплощены в камне. Картезианский орден – самый загадочный, аскетичный и мистический монашеский орден. Его основатель Святой Бруно родился в Кельне около 1030 года. Еще юношей он оставил отечество и отбыл во Францию для обучения в одном из центров тогдашней европейской науки — прославленной Реймсской школе.
Герб картезианцев |
Примерно в возрасте двадцати пяти лет Бруно получил докторскую степень, был рукоположен в священники, стал каноником Кафедрального Собора, а через год — ректором университета. Он начал реформу, основные пункты которой были направлены на искоренение пороков, угнездившихся к тому времени в монастырях, а именно — утверждение сурового монашеского Правила, в основу которого ложились аскеза и послушание, запрет симонии, введение обязательного целибата для священников, провозглашение независимости монастырей в частности и всей Церкви в целом от каких бы то ни было светских властителей. Девиз ордена — «Крест стоит, пока вращается мир» (Stat crux dum volvitur orbis).
В 2005 году вышел фильм Into Great Silence
Великое безмолвие" - документальный фильм о монахах картузианцах. Обитель Гранд-Шартрёз, французские Альпы, повествующий о жизни картезианцев, который вызвал массовый интерес к ним. Трехчасовая документальная картина о монашеском ордене, члены которого хранят обет молчания. Действие фильма происходит в картезианском монастыре Гранд Шартрез, затерянном во французских Альпах. На всем протяжении этой ленты зрители почти не слышат человеческой речи; тишину прерывает только звон колоколов. Фильм отображает каждодневную жизнь монахов, живущих в полумраке: кельи монастыря освещаются лишь свечами. Спят они на лавках, застеленных соломой, а свои жилища обогревают лишь небольшими жестяными печками. Покрытые снегом альпийские горы служат величественным фоном их духовным поискам. По ночам монахи собираются в каменной часовне, где царит пронизывающий холод, садятся на пол и поют грегорианские песнопения.
Тишина. Повторение. Ритм. Фильм представляет собой аскетическое, почти безмолвное размышление о монашеской жизни. Никакой музыки кроме песнопений в монастыре, никаких интервью, никаких комментариев, никаких дополнительных материалов. Смена дня и ночи, времён года и вечно повторяющийся распорядок, молитва.
Устав и распорядок дня ордена.
Исторически картезианцы уделяют много внимания физическому и интеллектуальному труду, содержат при монастырях великолепные библиотеки.
Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной.
Каждая келья состоит из амбулатория (крытой галереи), отдельного садика, мастерской, туалета и кубикула, или жилой комнаты, где монах спит, ест, занимается и молится. Оставаясь изолированными друг от друга, все кельи имеют выход в общую галерею, соединяющуюся с церковью. Богослужения занимают у картезианца большую часть дня и ночи. Картезианцы не едят мяса даже в случае болезни, а раз в неделю постятся, питаясь хлебом и водой. На протяжении большей части года они едят только раз в день, получая пищу через особое оконце амбулатория. Картезианцы строжайшим образом соблюдают безмолвие, однако во время еженедельного «спатимента», энергичной трех- или четырехчасовой прогулки, братья свободно беседуют друг с другом. Монахи никогда не покидают окрестностей своего монастыря и не участвуют ни в каком деятельном служении. На протяжении почти девятивековой истории ордена их образ жизни практически не претерпел изменений.
Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь.
Череп всегда был на столе у монаха |
Настоящий человеческий череп монах картезианец постоянно держал в руках мистическим образом общаясь с душой умершего учителя.
Раздача еды через окошко |
Основу картезианской духовности составляют полный уход от мира, созерцательная жизнь в великом, почти вечном безмолвии, уединение, суровый аскетизм и постоянное молитвенное служение.
Братья-священники получают еду дважды в день через маленькое оконце, а во время поста (с 14 сентября до Пасхи) — единожды в день. В случае необходимости в каком-либо предмете монах оставляет в оконце записочку и в случае удовлетворения его просьбы на следующий день забирает предмет через это оконце. По древней традиции картезианцы не едят мяса, а во время поста — молочных продуктов. Братья-монахи посвящают больше времени физической работе, потому их питание несколько лучше, а количество обязательных богослужений — меньше. Тем не менее, их распорядок составлен так, чтоб и они могли жить уединенно. Кроме того, иногда в картезиях есть донаты — люди, которые не приносят обетов, но живут как монахи, аналог средневековых конверзов. Обычно им поручают работу, которая может нарушить одиночество братьев.
Келья картезианцев. |
Келья
Келья — это двухэтажный домик с прилегающим небольшим садиком. Обустройство садика оставляется на волю монаха. Кто-то устраивает здесь огород, кто-то — настоящий сад с цветами и деревьями, кто-то предпочитает видеть за окном дикий кустарник и заросли высокой травы.
На первом этаже находятся дровяной склад и мастерская с необходимым оборудованием и инструментами, ибо монахи-священники тоже занимаются физическим трудом, вид которого, при этом, выбирают они сами. На втором этаже находится передняя под названием «Аve Maria», маленькая ванная с туалетом и спальная комната (кубикулум), в которой монах проводит почти все свое время: здесь он молится, выполняет духовные упражнения, занимается, ест и спит.
Питание и пост
Монах получает еду через маленькое отверстие в стене рядом с входной дверью Кельи. Если монаху требуется какая-либо книга или что-нибудь еще, он оставляет записку на полочке под этим окошком и через какое-то время здесь же находит требуемое. С братом, разносящим пищу и запрашиваемые вещи, монах не общается. Пищу разносят дважды в день. По отшельнической традиции монахи отказываются от мяса, но блюда из рыбы дозволены. В картезианский пост — с 14 сентября до Пасхи — вечерняя трапеза заменяется хлебом и напитком. По пятницам картезианцы постятся и питаются только хлебом и водой. Во время Адвента и Великого поста из рациона исключаются молоко и молочные продукты.
Принципы картезианского ордена.
Цель
Картезианский орден был учрежден ради прославления Бога, искания Его и воссоединения с Ним. Такова общая цель жизни всех Христиан. Особенность Ордена в том, что у его членов нет других целей. Весь их жизненный уклад подчинен этой одной единственной цели, дабы они могли «усердно искать, скоро найти и обрести Господа Бога», придя таким образом «к совершенной любви» (Правила). Поэтому картезианец отрекается от всего, что не ведет его к этой единственной, главной цели.
Уединение
«Наше общество, в сущности, учреждено ради созерцательной жизни, поэтому должно добросовестно соблюдать изоляцию от внешнего мира. Мы освобождены от обычных священнических обязанностей — даже если бы требовалось апостольское служение — для того, чтобы совершать нашу собственную миссию в мистическом теле Христовом» (Правила).
Молитва
Картезианцы не пользуются какими-то специфическими молитвенными практиками, памятуя о том, что единственным путем к Отцу является Его Сын. Созерцательная жизнь не интересуется деятельностью самого человека, она обращена к тому, какое действие производит в этом человеке Господь Бог. Миссия картезианцев — очищение помыслов от всего, что не Бог, «отворение дверей и окон души Богу» (Правила), полное поручение себя Его любви, какие бы формы она не обретала.
Духовная свобода — неотъемлемый принцип нашего сообщества. Правила Картезианского Ордена определяют лишь несколько молитв или духовных упражнений помимо святой Литургии. Сверх этого каждый монах-картезианец волен по наставлению Святого Духа и с помощью Приора или Духовника избрать необходимые для себя средства достижения единственной цели всех членов Ордена.
Послушание
Самой большой преградой на пути в поисках Бога, безусловно, является собственная воля человека, его «я». Посредством послушания картезианцы пытаются принести свое «я» в жертву, избавиться от него. Полное самоотречение дает возможность со смирением и кротостью малого ребенка открыться действию Святого Духа, при этом оберегая душу монаха от суетного беспокойства о самом себе.
Жизнь картезианца проходит во мраке уединения при нетленном сиянии веры. Отказавшись от всего, что не связано с верой, картезианец способен совершенным образом постичь ее глубину и свет, наполняющие его сердце.
Радость
«Сколько пользы и Божественного ликования доставляют уединение и покой пустыни стремящимся к ним, — знают лишь испытавшие это на собственном опыте. Мужи сильные могут здесь исследовать себя, оставаясь в себе; настойчиво искать добродетели и пользоваться плодами благодати Небесной. Здесь взгляд становится настолько острым, что может разглядеть Жениха; взгляд, ясно и скоро обращающийся к Богу. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в покойной деятельности. Здесь Бог после тяжкой битвы награждает сильных своих заветной наградой: покоем, которого не знает мир, и радостью в Духе Святом» (Святой Бруно, основатель картезианского ордена).
Скрытое апостольство
Вместе с этим, картезианцы исполняют миссию, врученную им Церковью: подобно кровеносным венам, Орден распространяет жизненную силу по всему мистическому телу Христову. «Удаленные от всех, но в связи со всеми пребывающие, мы стоим от имени всех пред Богом Живым» (Правила).
Комментарии