Оптимизированное и избыточное здоровье.
Когда я преподавал гистологию человека (наука о строении тканей и клеток, как анатомия, но под микроскопом), то очень часто демонстрировал студентам «избыточность» практически всех органов и тканей. Действительно, у нас в несколько раз больше, чем нужно нервных клеток, мышечных, соединительных. Человек может жить с одним легким, с половиной кишечника, с половиной печени, с одной почкой.
Принцип избыточности обусловлен наличием большего, чем требуется для реализации функции числа элементов, например, множества нервных клеток и связей между ними (структурная избыточность), множества каналов передачи информации, излишнего ее объема (информационная избыточность) и т.п.
Здоровье человека тоже может быть избыточным. Для чего нам избыточное здоровье?
Избыточное здоровье |
Все живые существа, отдельные органы, ткани и даже клетки развиваются с запасом надежности. Например, бедренная кость человека, как указывалось выше, выдерживает нагрузку 1,5 тонны, а большая берцовая кость — 1,65 тонны, что в 30 раз превышает привычные нагрузки на эти кости. Альвеолярная система легких способна усваивать за 1 мин. до 17000 мл кислорода, в то время как даже при самом мощном физической нагрузке потребности организма не превышают 5000 мл.
При современной тенденции экономить на капитальных вложениях это выглядит старомодно. Просто невероятно, до чего это «недальновидно» и «расточительно». Наверняка бы современные строители, экономисты и политики «оптимизировали» бы человеческое тело: убрали половину всех клеток!
Однако, раз эволюционно такая избыточность здоровья закрепилась, то значит она важна для выживания. Каким образом? Самым разнообразным, ведь эволюция не может предусмотреть, что с нами случится в будущем. Поэтому хороший запас, «избыточность», поможет в любой ситуации: травма, инфекция, воспаление и др. Даже при повреждении значительной части органа он не отказывает, часто его функцию могут частично брать на себя и другие органы. Так, при повреждении почек, азотистые вещества частично выводятся через дыхание, кожу и желудочно-кишечный тракт. И это еще одна сторона избыточности: отсутствие строгой специализации, некоторая «размазанность» функции.
На своем выступлении на ТедХ-Немига я говорил, что отсутствие болезни – это не здоровье. Даже если ваши показатели «оптимальны», но запас прочности отсутствует, нет ресурсов здоровья, то болезнь – это вопрос времени, причем весьма небольшого. То, что с нами еще чего-то не случалось, совершенно не значит, что этого не произойдет (нет, я вас не пугаю). Даже если мы говорим о длительно развивающейся болезни (вроде сахарного диабета или атеросклероза), то и она, хоть и первоначально не сильно дает о себе знать, но ограничивает наши возможности. Залог нашего ежедневного самочувствия – это реализованные ресурсы. Жить в долг – значит проедать запасы завтрашнего дня.
Ведь когда среда оказывает на организм стрессовое давление, структурные перестройки «избыточных» отделов происходят в направлении, задаваемом средой. Адаптация становится возможной за счет "избыточности".
Если не пользоваться ресурсами организма, если не использовать все его потенциальные способности, они потихоньку отмирают за ненадобностью, повинуясь другому уже принципу – сокращения не работающих функций, сворачивания функций за ненадобностью.
Да, ресурсы кроме того, не являются просто инертной страховкой. Мы может мобилизовать «избыточные» мощности (избыточное здоровье) в виде высокой работоспособности, накала эмоций, внимания, выдержки, силы и преданности какому-либо делу. Поэтому высокие ресурсы – это ваше ежедневное здоровье и возможности.
К сожалению, мы не может знать точно, что нам грозит. И в этой ситуации у нас только один выход: готовится ко всему сразу, усиливая и наращивая ресурсы здоровья, делая их не «оптимальными», а «избыточными». Перефразируя философа, «только избыток здоровья является доказательством здоровья». Укрепляя свое здоровье, вы заботитесь не только о своем текущем самочувствии, но и о будущем.
Приветствуйте избыточное здоровье! Здоровья не бывает много!
Комментарии